Згурица — село в Дрокийском районе на севере Молдавии .
Деревня была основана путем слияния трех населенных пунктов: Згура на севере, Никорешти на северо-западе, двух румынских деревень, упомянутых до 1812 года, и Згурица ( маленькая Згура ) на юго-западе, еврейской сельскохозяйственной колонии, основанной в 1853 году на территории более 1000 акров (4,0 км2 ) , арендованных еврейскими поселенцами в Бессарабии . Это было последнее еврейское земледельческое поселение в Бессарабии. В конечном итоге Никорешти отделился от Згурицы.
В 1878 году новый еврейский владелец аннулировал аренду поместья, и Згурица утратила статус еврейской земледельческой колонии. С 1890 по 1903 год дальнейшее еврейское поселение в Згурице было запрещено майскими законами, изданными российскими царскими властями 3 мая 1882 года.
В 1897 году еврейское население Згурицы составляло 1802 человека, что составляло 85% от общей численности населения деревни. В 1918 году Бессарабия объединилась с Румынией . Румынская аграрная реформа 1922 года предоставила земельные участки 150 евреям Згурицы. В 1925 году в число 193 членов местного кредитного фонда входили 40 крестьян, 25 ремесленников и 113 торговцев.
По переписи 1930 года население Згурицы составляло 3028 человек. Это была часть площади Бэдичени округа Сорока . Сионистская организация « Тарбут» поддерживала местные детский сад и начальную школу.
В 1940 году Советский Союз с согласия нацистской Германии оккупировал Бессарабию и создал Молдавскую ССР , закрыв частные предприятия и религиозные школы . Сельскохозяйственная община была коллективизирована . Год спустя румынская армия , теперь объединившаяся с нацистской Германией, вытеснила Советы и вернула Бессарабию. 3 июля 1941 года евреи Згурицы, которые не бежали, были схвачены и отправлены во временные гетто в Бессарабии, а вскоре после этого были депортированы в Приднестровье, где их загнали в небольшие гетто, где они страдали от недоедания и болезней. Большинство евреев погибло в Приднестровье .
В 1944 году Советы вернули Бессарабию и восстановили Молдавскую ССР. Последний еврейский житель села, владелец мельницы Мотл Вайнберг, уехал в 2001 году. После распада Советского Союза в 1991 году оно стало независимой Республикой Молдова . Сегодня население села в основном молдаване, с небольшим количеством украинцев и русских.
Еврейское кладбище, которым несколько лет пренебрегали, было огорожено в 2020 году в рамках Инициативы европейских еврейских кладбищ ESJF на средства, предоставленные правительством Германии. Подробнее тут - https://www.esjf-cemeteries.org/fenced/zguritsa-jewish-cemetery-2/
Здание бывшей згурицкой синагоги постройки начала 20 века. Общая площадь: 100 кв.метров.После войны использовалось как склад. В настоящий момент - собственность сельскохозяйственного кооператива. Не используется из-за аварийного состояния.
Известные жители
Светлана Якир , российская писательница
Элазар Кочва , израильский герпетолог
Мордехай Гольденберг , еврейский писатель и поэт на идише
Люди проживали в этих местах издавна, примерно с ХIII века. Согласно сохранившимся летописям и документам, известно, что первым зарегистрированным владельцем этой территории был в 1528 году некий Марко Чукум. Владельческое поселение под названием Никарешты было зарегистрировано 15 июля 1601 года. Затем документы подтверждают куплю-продажу этих земель в апреле 1742 года и в октябре 1765-го (владельцем стал тогда Гаврила Вилешко). В 1772 году в Никарештах имелось 23 дома, две церкви, проживало 14 молдаван и 9 представителей других национальностей. В 1817 году в Никарештах уже было зафиксировано девять больших хозяйств, одна водяная мельница, построенная на речке Кайнар. Всё же подлинная реконструкция этих мест началась после присоединения Бессарабии к России в 1812 году. Что бы сегодня ни говорили ярые националисты, но прогресс в эти края пришёл именно в первой половине ХIХ века. Было решено создать по примеру других стран колонии из инородцев. Царское правительство разработало тогда целый ряд мер по заселению колонистами пустующих плодородных земель южных губерний.. Этот процесс происходил, кстати, не только в Бессарабии, но и на соседней Украине: в Херсонской, Подольской и других областях. Однако именно в Бессарабии это явление носило массовый характер и дало высокие результаты.
В 1851 году рядом с Никарештами была создана еврейская колония Згурица, в которой уже через два года, в 1853-м, было зарегистрировано 60 хозяйств и 388 жителей. Село Згурица (или точнее – Згурице) расположено на северо-востоке Молдовы, в 25 километрах от Сорок и в 18 километрах от железнодорожной станции Дрокия (которая в середине 1980-х годов торжественно была провозглашена 2000-м городом Советского Союза), в низине между двумя возвышенностями, на берегу мелкой речушки Кайнар. Кстати, и Никарешты, и Згурица входили первоначально в так называемые Кайнарские земледельческие владения, пока эти земли не были приобретены царским правительством, которое и решило колонизировать приобретённые участки земель и поселить туда инородцев: немцев, турок, евреев. Но в Бессарабии, как показала история, закрепились, в основном, только евреи. В молдавском языке вы не найдёте объяснения значения этого топонима – Згурица. Зато в иврите легко можно обнаружить слово, давшее, по всей видимости, толчок для такого наименования. Слово это – «сгура» (закрытое). Кстати, недалеко от Згурицы до сих пор существует хутор с таким названием. Итак, еврейское сельскохозяйственное поселение Згурице было зарегистрировано официально в 1853 году. Несмотря на то, что эта колония появилась позднее других, дела в ней тоже шли неплохо. Напомню, что всего в Бессарабии таких колоний было 17, на севере края – 9, в Сорокском уезде – 4 (Думбравены, Вертюжаны, Капрешты и Згурица). Здесь выращивали зерновые, подсолнечник, табак, овощи и фрукты. Были свои станции по аренде и ремонту сельхозтехники, свои зернохранилища и предприятия по переработке продукции. В Згурице в разные годы проживало различное число евреев. Через сорок лет после основания, в 1897 году, там насчитывалось 1 802 еврея (85,5% населения), в 1899-м – 269 семей, в 1930-м – 2 541 еврей. С 1899 году раввином в Згурице был Авром-Иосиф Фризман (1840-?). В 1904 году в Згурице была сконструирована центральная телефонная станция и открыта школа в один класс. В 1909 году в Згурице имелись пять синагог и общественная баня; в 1912-м появилось местное ссудо-сберегательное товарищество («еврейский банк»). Позднее здесь было несколько «хэдэров» (начальных еврейских школ), а в начале ХХ века открылась еврейская гимназия «Тарбут» (в этом здании после 2-й мировой войны располагалась Згурицкая средняя школа). В 1922 году в Згурице было зафиксировано 145 владельцев с 394 гектарами земли, в Згуре – 229 владельцев с 827 гектаров, в Никарештах – 117 владельцев с 495 гектарами, на тот момент в Згурице уже имелись базар, водяная мельница, агромагазин, неполная средняя школа, церковь, почта, каменный карьер, две маслобойки, паровая мельница, пять синагог, пост жандармерии, коневая почта, санитарный пункт, телеграф и… один телефон в примэрии.
После оккупации Згурицы румынскими войсками в июле 1941 года местные евреи были депортированы в Транснистрию (Винницкую область Украины), где почти все они погибли. После войны в Згурице проживало всего несколько еврейских семей. Последний згурицкий еврей – Мотл Вайнберг, владелец мельницы, – выехал из Згурицы в 2001 году
В Згурице родились известные люди. Среди них – писатели, журналисты, общественные деятели. Например, нынешний председатель Всеизраильского комитета ветеранов 2-й мировой войны Абрам (Михаил Миронович) Гринзайд – родом из Згурицы. О других известных и малоизвестных згуричанах смотрите мои отдельные очерки.
В советский период был создан район Згурица Сорокского уезда и существовал до 1956 года. В 1970 году сёла вошли в Згурицкий колхоз под названием «Советская Молдавия». Было открыто сельское профессионально-техническое училище имени Николая Грибова. В 2007 году в Згурице зарегистрированы: одна примэрия, церковь, две мельницы, одна маслобойка, один консервный завод, дом культуры, библиотека, средняя школа, профессионально-техническое училище, детский сад, пекарня, почтовый офис, поликлиника, аптека, офис сбербанка, пять магазинов, десять баров, базар.
В кишинёвской газете «Еврейское местечко» (№ 40 за 2005 год) был опубликован мой материал «Шалом Ландес из Згурицы». В нём упоминались три израильских автора, удостоенных премии имени Якова Фихмана за вклад в литературу и развитие Государства Израиль. Все трое – родом из Згурицы: Яэль (Ента) Маш, Наоми (Нехама) Ави-Ицхак и Шалом Ландес. В 2000 году Шалом Ландес издал на иврите свою первую книжку – «Уголки Згурицы», а спустя два года, по просьбе многих згуричан, – вторую, под тем же названием. Первая охватывает период с 1853 по 1940 годы, вторая – с 1940-го по 2000-й. На фотографиях в этих книгах можно увидеть уроженцев Згурицы. Многих из них уже нет на свете, но память об этом уникальном бессарабском местечке сохранена...
Мужчина, живущий в молдавском селе Згурица, где когда-то была оживленная еврейская община, исследовал руины заброшенного дома и наткнулся на своеобразный ящик с надписью на иврите.
Он обратился к Керен Кайемет Ле Исраэль Евразия, дочерней компании Еврейского национального фонда (ЕНФ), чтобы узнать больше о происхождении контейнера, маркировка на котором гласила: «Фонд Тель Хай».
Выяснилось, что контейнер представлял собой ящик для сбора средств, датируемый 1920-ми годами и принадлежавший еврейской общине, которая была практически уничтожена во время Холокоста. Фонд Тель-Хай был фондом, который собирал и распределял деньги для ревизионистского сионистского движения, уделяя особое внимание содействию расселению частных лиц на Земле Израиля.
ЕНФ приобрел шкатулку у молдавского резидента и привез ее в Израиль, где она будет демонстрироваться на различных выставках по всей стране.
Авраам Гринсайд, председатель Альянса ветеранов Второй мировой войны и один из немногих евреев из Згуриты, которым удалось пережить войну, заявил, что у него есть воспоминания о таких коробках.
«У меня есть детские воспоминания о коробке, украшенной Маген Давидом, синей коробке ЕНФ, которая занимала почетное место в нашей столовой, и почти в каждом доме была подобная коробка. Каждые три месяца люди приходили, чтобы открыть шкатулку и перевести средства в поселение куда-нибудь на Святую Землю. В детстве мы все мечтали переехать туда", - вспоминал он.
«Когда ЕНФ обратился ко мне по этому поводу, я был очень рад узнать об этом историческом открытии. Мне приятно слышать, что они предпринимают шаги для сохранения этой чрезвычайно важной части истории».
Из Сорок мы поехали дальше на север в Згурицу (Згурица) и Отачь (Атаки). В обоих местах есть еврейские кладбища и бывшие синагоги. Оба кладбища обладают особой магией – одно из-за живописного расположения, другое – из-за возраста и художественного качества надгробий.
Еврейское кладбище Згурицы нас удивило – впервые мы видим указатель на кладбище. Кладбище является частью туристического проекта, и, вероятно, именно поэтому оно так хорошо поддерживается. Как это часто бывает, кладбище живописно расположено на вершине холма с видом на долины и холмы вокруг. Мы были совершенно очарованы красотой этого места и долго смотрели на надгробия и открытые равнины вокруг. Бывшая синагога расположена в центре города. В советское время он использовался как склад, сейчас он разрушен и заброшен.
Родился в 1914 году в городе Згурица в Бессарабии. В 1935 году он иммигрировал в Израиль от имени молодежного движения «Гордония». Через шесть лет он поступил на службу по приказу Хаганы в полицию еврейских поселений, а в годы освободительной войны служил преимущественно в Западной Галилее. После освобождения он переехал в Нетанию, где работал секретарем Израильской рабочей партии, секретарем Бюро труда, координатором по культуре Рабочего совета Нетании - работал над ознакомлением фабричных рабочих с культурной деятельностью.
Журналист и работал во многих других общественных учреждениях.
В Шестидневной войне погиб его младший сын Шмуэль, и с тех пор большую часть времени он посвящал проблемам семей погибших. С 1971 по 1976 год он занимал пост председателя организации «Яд-Лабаним» в Израиле и его заслугой являются значительные изменения в кругу скорбящих семей и принятие их в организацию скорбящих семей из числа друзов, черкесов и бедуинов.
Затем был членом высших учреждений организации «Яд-Лабаним», членом различных комитетов и общественных советов. В последние годы жизни он работал, помогал и помогает многим выходцам из Содружества Наций.
В городском архиве имеется запись голоса Авраама Яхала
Уроженец Згурицы - Хаим Ройфер, сын Моше и Малки Ройфер (1919 - 1948)
Родился во вторник 3 мая 1919 в городе Згурица в Румынии, в сионистской семье.Он получил еврейское образование в начальной и в средней школе "Тарбут" в своем городе и принадлежал к движению "Гордония".
В декабре 1934 года, когда ему было 15 лет , вместе с родителями и братом иммигрировал в Израиль.
Из-за стеснённости семьи в первые годы пребывания в Израиле два года работал, а затем был принят в Микве Исраэль, сельскохозяйственную школу, которую окончил с отличием.
Хаим вступил в Хагану в 1937 году, оплатил обучение на командирских курсах и выполнял функции штатного командира. Во время кровавых событий 1936-1939 годов он воевал в районе Беэр Тувия — Месмия. В 1939 году , после окончания учебы в школе «Микве Исраэль», он отправился на изолированный караульный пункт недалеко от Йокнеама и провел там год, возделывая плантации. Оттуда он переехал в Хайфу, учился вождению и работал водителем на службе британской армии.
Во время Второй мировой войны он поступил на службу в британскую армию и был направлен в 178-е еврейское транспортное подразделение , которое позже было присоединено к Еврейской бригаде. Он участвовал во всех кампаниях бригады в Европе и во время службы в армии посвятил себя операции по спасению израильских беженцев. Он был самоотверженным работником в вопросах «побега» из Италии, Австрии, Франции, Германии и Чехии, а также командиром транзитной станции для перевозки евреев в Мирано, на австрийско-итальянской границе. Благодаря этой акции он стал известен как «Озер Рабин».
В конце марта 1947 г. вернулся в Израиль. В своем отношении к другим, к народу и к Родине, к своему делу и своей роли он выделялся своими особыми качествами - постоянной преданностью, не знающей границ, своей верой и признанием ценности той роли, которая происходит из внутреннего долга, не уклоняясь ни от трудностей, ни от длительности, ни от связанных с этим опасностей, и в своей природной простоте, которая накладывала отпечаток на его отношение ко всем проблемам и явлениям. Он был верным и хорошим другом. Он не согласился на увольнение из армии и категорически был против расформирования бригады, добивался чтобы спасательные работы могли продолжиться. Забота о народе и Родине, ясное видение ситуации и глубокое стремление к национальному единству и независимости - таково было содержание его писем из диаспоры.
С началом Войны за независимость он записался на действительную службу еще до того, как была названа дата его призыва. Хаим участвовал в боях во главе своей дивизии в Тверии, Тантуре, Хайфе, Акко, Дженине, Бирве и других местах, сначала в своем батальоне, а затем в другом батальоне бригады «Кармели».
С возобновлением боевых действий после первого затишья на севере была проведена операция «Кипарис» с целью ликвидации сирийского плацдарма в районе Иорданской гвардии. Батальон Хаима переправился через Иордан и захватил ряд редутов, чтобы отрезать сирийские войска в районе Иорданской гвардии от их тыла, а его рота захватила Дуриджат. На следующий день, третьего таммуза 1948 г. (10 июля 1948 г.), сирийцы с большой силой атаковали Дуриджат, атака, которая сопровождалась сильным артиллерийским обстрелом.В ходе боя Хаим переходил с позиции на позицию, чтобы увидеть покой своего мужчин и ободрить их. По дороге он был серьезно ранен осколком и через несколько часов скончался. Его тело было найдено через 13 дней и доставлено на военное кладбище в Рош-Пине. После смерти он получил повышение в должности. до звания лейтенанта.
Буклет выпущен в честь открытия школы "Тарбут" имени Шабтая и Симы Рапапорт в городе Згурица, Румыния. Фотографии подписаны на иврите, как цитаты учителей, остальная часть книги на идиш и румынском.
Родилась 17.03.1922 в Згурице в семье Ройтман. Совершила алию в Израиль в 1977-м году. Скончалась 31.03.2013, похоронена в Хайфе.
Ее книги:
"טיף אין דער טייגה", תל אביב: ישראל בוך, 1990. "משנה מקום", תל אביב: פרץ פארלאג, 1993. "בעסאראבער מוטיוון", תל אביב: פרץ פארלאג, 1998. הספר תורגם לעברית בשם "מוטיבים בסרביים - סיפורים וזכרונות" על ידי מאיר אבני. "מיט דער לעצטער הקפה", תל אביב: לייויק-פארלאגן, 2007.
Муж Енты - Михаил Моисеевич Маш (1919, Згурица - 1971, Кишинев). Его отец Моисей родился в м. Яруга.
Уроженец Згурицы - полковник Моше Пелед (Фельдман)
Слушатели первого курса пилотов «Пальмаха» позируют для фото на фоне самолета RWD-8. Моше Пелед стоит справа, рядом с ним Менахем Бар (Википедия)
Моше Пелед (Фельдман) родился в городе Згурица в Румынии (ныне Молдова) в 1923 году. Иммигрировал в Израиль в 1935 году, записался в Пальмах, в рамках службы прошел курсы летного дела в авиационном клубе в Кфар «Кидим» и пилотный курс компании «Ойрон. Воздушное сообщение». В качестве солдата бригады Пеледа участвовал в оперативных действиях, включая взрыв полицейского участка Сидна-Али, взрыв железной дороги в ночь на поезда в 1945 году и в столкновении с солдатами Подмандата в ночь покушения. Спустил на воду корабль «Вингейт» в 1946 году.
В Войне за независимость сражался в составе эскадрильи «А» и эскадрильи «Галиле», которой командовал до тех пор, пока его не отправили в Чехию на курс повышения квалификации пилотов. По возвращении в Израиль его переквалифицировали в летчики-истребители.
В декабре 1950 года он был назначен командиром 101-й эскадрильи, а также с отличием окончил курсы летных инструкторов в Летном училище. После курса был направлен в 1-е авиаполк и назначен командиром авиаполка. С апреля 1952 по ноябрь 1953 года занимал должность оперативного офицера авиаполка. После этого его отправили в Англию где он с отличием закончил курсы ПОМ в британских ВВС.
В августе 1954 года его направили в 4-е авиаполк и назначили командиром авиационной эскадрильи. Он закончил свой пост и в декабре 1955 года был направлен в штаб ВВС на должность коменданта авиации 4/Б.
Перед операцией «Кадеш» он был назначен в 3-ю часть ВВС и был одним из планировщиков деятельности ВВС в операции. После операции «Кадеш» участвовал в составе группы, которая сформулировала концепцию оперативного управления Армией обороны Израиля и организовала переброску подразделения из Рамлы в Кирию. Завершил свой пост в августе 1959 года и был назначен командиром 4-го авиакрыла. В апреле 1961 года ему было присвоено звание полковника.
В конце 1964 года его направили учиться в Еврейский университет на факультет экономики и политологии, где он закончил бакалавриат. В начале 1967 года начал деятельность в Министерстве транспорта где назначен заместителем генерального директора по Авиационному делу.
Во время Шестидневной войны служил командующим 27-м воздушным подразделением. Освобожден в марте 1968 года в звании полковника. После освобождения назначен начальником Управления гражданской авиации Минтранса и занимал эту должность до марта 1970 года, после чего занимал должность советника министра транспорта до 1971 года. В 1981 году основал компанию «Рокер Интернэшнл» в Иерусалиме. Он был ее менеджером, а затем стал президентом компании до 2002 года. Он продолжал служить в резерве ВВС до 2004 года.
Умер 10 июля 2018 года. У него остались жена и двое детей.
"Аграрная реформа в Румынии 1922 года предоставила земельные участки 150 евреям Згурицы. В 1925 году в число 193 членов местного ссудного фонда входили 40 крестьян, 25 ремесленников и 113 торговцев. В 1930 году их было 2."
Теперь мне интересны подробности об этой аграрной реформы в Румынии, хочется увидеть список этих 150-ти евреев, которым предоставили земельные участки. И так же интересно найти информация о ссудном фонде Згурицы 1925-го года. Если кто встречал упоминание об этих записях, буду рада наводке
Упоминаются "бывшие владельцы" недвижимости в Згурице - Фельдман (держал ульи), Меер Сосна (мельница) и Мошко Герман.
Вот мне интересно - это ведь самый разгар войны, 1942-й год. Почему-то, зная что евреи Згурицы частично жвакуировались в 1941-м, а остальные просто погибли там, мне не кажется что эти владельцы недвижимости дали свое разрешение на продажу их имущества. Но из заметки об этом в данном номере газеты я так поняла, что распродажей этого имущества Управление романизации, колонизации и инвентаризации в Кишиневе (Directoratului Românizării, Colonizării şi Inventarului). То бишь, я думаю, что речь попросту об украденной у евреев недвижимости. И об этом явлении я знаю из многочисленных видео интервью выживших в Холокосте евреев - жителей Бессарабии.
"Днем в пятницу несколько девушек из села Кетросу — недалеко от Згурицы пошли купаться в ручье Куболда, протекающем через село. После входа в воду сестры Бузя и Милка, 15 и 16 лет, — дочери Гершина Зайца — были унесены течением и отнесены к «болбоане». Остальные девушки, сразу заметив их отсутствие, подняли тревогу и прыгнули в воду их искать. Но было уже поздно – Бузя и Милка пошли на дно. Одно тело выловили в субботу днем, а второе нашли только в воскресенье. Боль родителей очень велика: в прошлом году летом за одну неделю умерли двое их детей. Тела были доставлены к месту жительства и захоронены.
Житель Згурицы по имени Меер Брейтман предлаает вознаграждение в размере 3000 лей тому, кто вернет чемодан с утеряннымы документами и различными предметами.
"В Згурице несколько бедных детей, которые имели неосторожность основать библиотеку, были арестованы инспектором безопасности Кристя, протеже бывшего молдавского регионального директора, по обвинению в "коммунистической агитации". Расследованные в Службе безопасности в Кишиневе, - цитируем дословно слова интервью, - в течение двух дней этих детей избивали самым страшным образом, связывали по рукам и ногам, поднимали на своеобразном шкиве к потолку и оттуда, с высоты, они падали на цемент». Комиссары Комша и Штефанеску, основные виновники этой пытки, конечно, не понесли наказания до сегодняшнего дня, хотя военный совет в Яссах не нашел вины подсудимых. Однако у несчастных детей, арестованных в Згурице, была общая вина. Как свидетельствуют их имена, трое молодых людей и две сестры, замученные Бессарабской службой безопасности, были виновны в том, что родились евреями. Кажется, что в Бессарабии национально-крестьянской демократии это является достаточным основанием для пощечин и официальных пыток".
"Мы долго говорили о бандитском нападении возле Згурицы, уезд Сороки, жертвой которого стал крупный собственник господин Александр Староста. Легион жандармов г.Сороки, проводивший расследование, показал ограбленным фотографии нескольких бандитов. Автором нападения на него т. Староста узнал грабителя Буду, бывшего соратника Полищука. Власти полагают, что Буда воссоединился с Полищуком, и что нападение на Згурицу стало первым нападением новой банды. Были сформированы сильные отряды жандармов, прочесывающие местность по Сорокскому, Бельцкому и Хотинскому уездам".